Российский рынок топлива с 1 августа вернется к запрету на экспорт бензина, который, согласно действующему плану, продлится до сентября. Ручное регулирование стало базовым на ближайшее время и в этом есть риски, считают эксперты
Запрет на экспорт бензина, приостановленный в конце мая, возобновится с 1 августа как минимум на месяц. Открытие экспортного канала не привело к значительному росту нефтепереработки, при этом оптовые цены на бензин за два с небольшим месяца выросли в пределах 10–30%, свидетельствуют данные биржи.
Так, АИ-92 с 20 мая по 30 июля подорожал на 13%, до 54,486 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 29%, до 72,712 тыс. руб. за тонну, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Цены на бензин почти непрерывно росли с июня и скорректировались вниз лишь в 20-х числах текущего месяца. Более того, 24 июля АИ-95 обновил максимум этого года, достигнув 75,296 тыс. руб. за тонну. Это близко к историческому рекорду 76,876 тыс. руб. за тонну, установленному прошлой осенью во время топливного кризиса.
Вслед за оптовыми ценами ускорился и рост розничных. Если в июне еженедельный рост цен на бензин в среднем по России составлял 0,2–0,4%, то в июле — уже 0,5–0,6%, следует из данных Росстата. На 22 июля рост цен на бензин по сравнению с декабрем 2023 года достиг 4,7% при официальном прогнозе Минэкономразвития по инфляции 5,1% на 2024 год.
Минэнерго считает, что цены на топливо в розничном сегменте остаются стабильными, дефицит отсутствует, а внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом, сообщило правительство 28 июля по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака. Вице-премьер в середине июля также оценивал ситуацию на рынке как стабильную, но отмечал «чувствительную» реакцию на динамику поставок бензина АИ-95.